Но, кроме претензий самого работника, основным виновником все-таки во всех спорах по оплате труда является работодатель. Одна из причин – это отсутствие четкости и ясности в структуре заработной платы и иных причитающихся выплат.
Оплата за труд, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, компенсации, социальные выплаты – это все кардинально разные выплаты.
Первые три входят в зарплату, облагаются НДФЛ, с них взимаются отчисления в социальные фоны. Они же относятся на себестоимость (правда, при соблюдении ст. 255 Налогового кодекса РФ).
Компенсации и социальные выплаты заработной платой не являются. С ними по всем вопросам надо разбираться отдельно.
Но, тем менее, даже в солидных компаниях часто встречается каша в голове и путаются:
• Компенсации с компенсационными выплатами
• Компенсационные выплаты и социальные выплаты
• Компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Рекомендую все эти термины четко разделить в локальных актах работодателя.
Причем настоятельно не рекомендую компенсации и социальные выплаты вносить в положение по оплате труда. Ну не входят они в оплату труда по ст. 129 ТК РФ! А это очень часто встречаемая ошибка, когда в положении ПО ОПЛАТЕ ТРУДА начинают прописывать суточные, порядок оплаты отпуска, больничные, компенсации использования оборудования, материальную помощь.
А потом мы удивляемся, почему работник вдруг решил, что он на все это имеет право, мы же вроде прописали «право работодателя» и почему «злой суд» присудил что-то в пользу работника!
Устраивая путницу с терминами, сама компания создает риски: