Можно ли официально называться «НR»
Валентина Митрофанова
Для начала разберемся: «называться» — это для чего?

В жизни — между собой, коллегами, мы можем называться как хотите (помните, с детства «хоть горшком назови»?). А вот можно ли писать название должности «HR-менеджер», «HRD», «HRBP» и т.д. в официальных документах, например, в трудовом договоре, трудовой книжке, в сведениях, подаваемых в СФР по форме ЕФС-1?

И тут надо рассмотреть два момента:
  • 1
    Обязательность применения наименования должности в соответствии с ЕКС или профессиональным стандартом;
  • 2
    Возможность использования иностранных букв в обозначении должности.

Начнем с первого. Тут проще.

Согласно ст. 57 ТК РФ наименование должности должно быть в точном соответствии с ЕКС или профессиональными стандартами, если Трудовым кодексом или иными федеральными законами установлены компенсации и льготы, или установлены ограничения для определенных должностей, специальностей. Для нашей профессии, должностей и специальностей никаких льгот и компенсаций, а также ограничений не установлено.

Профессиональный стандарт в нашей сфере деятельности есть - Приказ Минтруда России от 09.03.2022 N 109н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом». Естественно, никаких должностей с применением «HR» он не содержит.

Хотя, к слову, в отдельных отраслях и для отдельных организаций (государственных) установлена отдельными актами обязательность применения наименований должностей по профессиональным стандартам, несмотря на наличие такого требования в Трудовом кодексе.

Но для всех на рынке нормативно мы можем называться как хотите, без нарушения ст. 57 ТК РФ и риска попасть под административную ответственность по ст. 5.27 КоАП п.4. за нарушение трудового законодательства.

Со вторым сложнее. Смотрим:
  • русский язык является государственным языком (ст. 68 Конституции);
  • в деятельности организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, подлежит применению русский язык (Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О государственном языке Российской Федерации»).

Получается, что использовать иностранные сокращения в официальном делопроизводстве с использованием иностранных слов и букв (исключение пока — имена собственные компаний и брендов, но которые, кстати, сейчас уже обсудили в первом чтении, тоже придется приводить в соответствие) – нельзя.

Этой же позиции придерживаются и государственные органы в сфере труда, давая многочисленные пояснения по этим вопросам:
Вопрос
Можно ли использовать латинские буквы в названии должностей? (например, HR бизнес-партнер) при условии, что название будет одинаково указано и в трудовой книжке, и в штатном расписании.

Ответ
При присвоении наименований должностям в штатном расписании работодателю следует использовать наименования только на русском языке, так как в соответствии со штатным расписанием вносятся записи в трудовые книжки.

Использование в названии должности в трудовой книжке иностранных слов может послужить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

▶ См. пример Название должности
▶ См. пример Название должности с использованием английских слов, названий

Аналогичные ответы дают и территориальные ГИТ у себя на сайтах, см. пример
С 1 января 2025 года заработал Национальный словарный фонд – см. Постановление Правительства РФ от 25.12.2024 N 1892, так что с применением и иных терминов, которые массово используются в профессиональной практике специалистов по управлению персоналом, тоже, вполне возможно, придется переходить в ближайшее время на русские слова (при наличии аналогов).

11.02.2025 прошли первые чтения законопроекта о принятии поправок в закон «О государственном языке Российской Федерации». Так что направление тренда для умеющих анализировать ситуацию понятен.

Поэтому, хоть и нелегко и чуть длинновато, но я перехожу на использование термина «специалист в области управления персоналом» вместо «НR».

Надо привыкать.
АУДИТ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Внутренний аудит поможет выявить возможные риски по работе с персданными и минимизировать их, а руководитель сможет понять реальное положение дел в работе с персональными данными и принять меры по их защите. Это позволит быть всегда готовым к проверке Роскомнадзора и избежать многомиллионных штрафов

Обратите внимание, аудит – теперь обязательная часть защиты ПД. Каждая компания должна будет его проводить, чтобы доказать, что обеспечивает информационную безопасность (это будет влиять на размеры штрафов).

Особенно важно для компаний, которые передают персональные данные за рубеж, обрабатывают биометрические и специальные категории персональных данных, а также передают персональные данные третьим лицам

Мы более 20 лет проводим аудиты для бизнеса, в том числе аудиты персональных данных.
Всего за 3 дня мы дистанционно проведем аудит персональных данных в вашей компании, представим отчет по нарушениям и расскажем, как исправить ошибки и избежать штрафов.

Аудит проводит Валентина Митрофанова, эксперт по трудовому праву, практик с большим опытом бизнес-аудитов.

🎁 ПОДАРОК! Закажите аудит прямо сейчас и получите в подарок экспертизу согласия на обработку персданных

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА АУДИТ
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова