Как сохранить за работником заработок при повышении НДФЛ?
Валентина Митрофанова

Тонкости планируемой реформы по повышению НДФЛ, возможным вариантам работодателя, рискам, а самое главное - что делать, обсудили сегодня с Татьяной Каковкиной на закрытом вебинаре.

Планируемые изменения по повышению НДФЛ коснутся не всех, а только работников с определенным уровнем заработков – от 2,4 млн (сейчас по законопроекту, кто знает, может, планка двинется). Условно это люди с суммарным доходом, который облагается НДФЛ (не окладом, а всей заработной платой) свыше 200 тыс. руб.

Какие сотрудники войдут в этот перечень?

▶ Руководители,
▶ Работники, которые на рынке в дефиците и которым работодатель готов платить за дефицитность,
Высококвалифицированные работники,
▶ Работники, обладающие уникальными компетенциями,
▶ Переоцененные работники (которым в силу разных причин установлена заработная плата, превышающая их реальную отдачу),
▶ И т.д.

Многих из указанных категорий работодатель точно захочет удерживать.

Конечно, проще всего с переоцененными, для них можно ничего не предпринимать. «Бог даст - сами уйдут при фактическом падении дохода», если обосновать, что «мы-то тут причем, это все законодательство». Но моя практика показывает, к сожалению, что не уйдут (ибо дураков становится в последнее время все меньше среди работодателей, кто им будет столько платить), а если и будут уходить, отожмут от вас по полной и денег, и нервов (ну, вы знали, что делали, когда создавали таких вот «переоцененных»).

Но вот реально дефицитные специалисты, высокой уникальной квалификации – потребуют от работодателя принятия важных финансовых и управленческих решений.

Если работодателю нужно удержать такого специалиста, то, конечно, будут искаться варианты, при которых увеличенный НДФЛ не снизит размера реально получаемого заработка.
Какие есть варианты решения этого вопроса?

Примечание:. Давайте сразу отбросим вариант – платить «вчерную», платить «всерую» свыше порога повышения НДФЛ. Понятно, что эти варианты будут и, скорее всего, именно они и будут превалировать (надеюсь, законодателю это тоже понятно), но с этими вариантами вы точно решите сами, я тут вам не в помощь. Риски только оценивайте объективно, чтобы не было как обычно - «выигрыш на короткой дистанции, провал на финише».

Итак, ЗАКОННЫЕ варианты.

Примечание. Как обычно, нет идеального варианта, каждый имеет свои плюсы и минусы, которые надо очень серьезно взвешивать, опять же, по последствиям желательно хотя бы среднесрочной перспективы.
  • 1
    Повысить размер должностного оклада таким образом, чтобы нивелировать реальную потерю дохода - то есть, чтобы за вычетом повышенного НДФЛ работник получал «на руки» доход не меньше, чем у него был;
  • 2
    Установить компенсационную выплату, которая будет рассчитываться с фактического размера потери заработка в связи с повышением НДФЛ. То есть выплачиваться она начнет с того месяца, в котором начал бы падать заработок работника, и рассчитывать ее оптимально под сумму этой фактической потери;
  • 3
    Установить стимулирующие выплаты (самый тяжелый вариант) в заведомо рассчитанном размере, который будет, по сути, выполнять компенсационную роль (компенсировать потерю фактического заработка), но который работнику надо «заработать» при выполнении определенных критериев.
Третий вариант дает ШАНС работодателю установить стимулирующие выплаты, которые позволят повысить эффективность, в том числе вот этих вот ценных сотрудников. Конечно, с учетом специфики компании и задач.

Просто повысить оклад или установить компенсацию тоже можно, но… тут все бремя более высоких расходов на заработную плату ложится на плечи работодателя, а работник как бы ни при чем. Ладно, если хотя бы работник будет понимать, что работодатель не обязан этого делать, но делает, потому что ценит его, но… опять же опираясь на опыт, многие воспримут как «само собой разумеющееся».

Поэтому с коммуникациями с работником тоже надо работать, повышая уровень СО-ТРУДНИЧЕСТВА. Даже ценные сотрудники могут при особом старании работодателя становиться дармоедами со временем, и «мне все должны, а я никому и ничего».

Если работнику давно не повышали (индексировали) оплату труда, наверное, имеет право на существование такой вариант. Кстати, его и можно провести как индексацию заработной платы, установленную ст. 134 ТК РФ, которую большинство работодателей не делает - вот будет шанс хотя бы формально доказать, что делаете, хотя конечно, у индексации по закону совсем другая задача.

В общем, думайте сами, считайте сами.

Я за то, чтобы любые изменения были не во зло, а в развитие компании и повышение эффективности сотрудничества между работником и работодателем.
Сервис "Персональный консультант" поможет разобраться в любых вопросах по трудовому праву в режиме реального времени, 24/7, быстро и профессионально.

  • Срок ответа – в течение 1 дня, в исключительных случаях, если ответ требует больше времени на подготовку – не более 3 дней
  • Неограниченное количество вопросов от одной компании
  • Формат ответа: письменные и устные (при необходимости) консультации в персональном чате бизнес-мессенджера "Битрикс", по электронной почте или иными способами по желанию заказчика
  • Гарантии: подготовка ответов командой опытных экспертов департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры", проверка качества ответов управляющим партнером компании Валентиной Митрофановой
  • Выгоды для заказчика: экономия времени и бюджета компании, повышенный шанс успеха в трудовом споре, снижение репутационных, финансовых и судебных рисков, успешное прохождение проверок, защита от штрафов
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова