Что необходимо сделать за июнь в связи с изменениями в порядке премирования
Валентина Митрофанова
С 1 сентября вступают в силу изменения в ст. 135 ТК РФ по премированию. Так как у подавляющего большинства компаний локальные акты по премированию сегодня не соответствуют новым требованиям, то корректировки необходимо будет вносить практически всем.

Далее важный вопрос о том, за какое время необходимо будет уведомлять работников о новой системе премирования? В соответствии с тем, что выплаты стимулирующего характера должны по ст. 57 ТК РФ быть прописаны в трудовом договоре, то, конечно, уведомлять надо за 2 месяца.

Итак, обратный отсчет:
с 01.09.2025 – новый порядок премирования;
с 01.07.2025 по 01.09.2025 - внести корректировки в трудовые договоры работников (при необходимости);
до 01.07.2025 – уведомить работников об изменениях в порядке премирования;
до 01.07.2025 – скорректировать локальные нормативные акты по премированию.
Итак, какие на сегодня есть факторы риска некорректного восприятия этих изменений:
  • Работодатель воспринимает премию как некую «переменную», «негарантированную» выплату, в логике «кому хочу — тому плачу, сколько хочу — столько плачу»;
  • Часто премия в принципе является скрытой системой наказания работника «рублем»;
  • Часто премия вообще не премия, а скрытая оплата компенсационных выплат работнику (об этом напишу отдельно, так как тренд на выявление таких ситуаций нарастает слишком быстро и заканчивается очень плохо для работодателя);
  • После решения Конституционного суда в июне 2023 года уже сформировалась судебная практика, принимающая решения в логике «премия — часть заработной платы, и нельзя применять премии произвольно и формально»;
  • Новая редакция ст. 135 ТК РФ с 01.09.2025 потребует конкретизации порядка премирования с точки зрения размеров, условий и критериев премирования, которые должны учитывать качество, эффективность и продолжительность работы работника. А работодатель не готов к такому детальному прописанию премий – см. п.1;
  • Органы прокуратуры, СК, налоговики проявили серьезный интерес к этому вопросу, так как здесь появляется сфера их интереса в части «не полная выплата заработной платы», «дискриминация». «необоснованное отнесение на себестоимость»;
  • Количество исковых обращений работников по премиям, в том числе с применением так любимых многими работодателями KPI, выросло за 2 года в 50 (!) раз. И, предполагаю, это только начало.
Что в связи со всем вышесказанным надо начать просто незамедлительно, так как до 01.07.2025 осталось уже меньше месяца:
  1. Обсуждение внутри компании этого вопроса;
  2. Проведение экспертизы (аудита) локальных нормативных актов по премированию, в том числе оценки первичных учетных документов с точки зрения обоснования размеров выплат;
  3. Корректировку локальных нормативных актов.
Не обманывайтесь, что у вас все нормально, споров не было и т.д.

У нас ни у кого не было споров до 2023 года по премиям.

Не обманывайтесь, что у вас уже были судебные споры, и вы их выиграли

Мы все выигрывали такие споры до середины 2023 года и, даже если сейчас они выигрываются в первой и второй инстанциях (тут есть еще инерция), то кассацию старые толкования уже не проходят.

Не обманывайтесь, что это не ваша зона ответственности

Потому что последствия из этой темы — трудовые споры, проверки ГИТ, проверки прокуратуры, проверки налоговых органов по содержанию документов по премированию — это будет нашей зоной ответственности.
Основные риски - это не риски административных санкций за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 п.6. КоАП (это мелочи жизни), а:
  • налоговые санкции;
  • требования доплатить работникам;
  • требование выплатить денежную компенсацию;
  • потеря репутации работодателя;
  • повышение категории риска компании;
  • иногда даже уголовная ответственность за подлог документов.
Сейчас эти риски надо твердо взвешивать и оценивать.

И помните, один работник, выигравший у вас суд по премии, вызовет волну таких споров с другими (как правило, уже уволенными работниками).

Не обманывайтесь! Это крайне важно начать делать СРОЧНО!
Сервис "Персональный консультант" поможет разобраться в любых вопросах по трудовому праву в режиме реального времени, 24/7, быстро и профессионально.

  • Срок ответа – в течение 1 дня, в исключительных случаях, если ответ требует больше времени на подготовку – не более 3 дней
  • Неограниченное количество вопросов от одной компании
  • Формат ответа: письменные и устные (при необходимости) консультации в персональном чате бизнес-мессенджера "Битрикс", по электронной почте или иными способами по желанию заказчика
  • Гарантии: подготовка ответов командой опытных экспертов департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры", проверка качества ответов управляющим партнером компании Валентиной Митрофановой
  • Выгоды для заказчика: экономия времени и бюджета компании, повышенный шанс успеха в трудовом споре, снижение репутационных, финансовых и судебных рисков, успешное прохождение проверок, защита от штрафов
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова