Инспекционные проверки-2025: на что обратить внимание
Валентина Митрофанова

На сайте Роструда еще пока не вывешен план проверок на 2025 год, но многие работодатели получили такие уведомления через Госуслуги. Вопрос в том, что сам план уже существует, он разрабатывается еще летом и к концу года уже после всех согласований официально публикуется.

Кроме сайта Роструда, план проверок можно смотреть на сайте Генпрокуратуры, где размещается сводный план по всем контролирующим органам, что очень удобно.

Хотя и до вывешивания плана часть организаций может понимать, что плановой проверке в 2025 году быть. Если вашей организации присвоена высокая категория риска и плановой проверки не было в 2024 году, в 2025 году она должна быть, так как периодичность проверок для таких организаций — 1 раз в 2 года.

Получить высокую категорию можно не только по отраслевой принадлежности и численности работников, но часто по несчастным случаям, особенно если были смертельные исходы — тогда на 3 года вперед присваивается высокая категория риска. Перечень таких организаций размещен на том же сайте Роструда – можете перепроверить. Хотя я за то, чтобы была понятна методика присвоения категории риска, что позволяет прогнозировать проверки, понимать, какие факторы на это влияют, и по возможности отрабатывать эти факторы риска.
При подготовке к плановой проверке обратите внимание, что в 2024 году уже 2 раза вносились изменения в проверочные листы, которые будут применяться при такой плановой проверке — см. Приказ Роструда от 01.02.2022 N 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Кроме технических корректировок и стилистического переформулирования части вопросов, есть и изменения по вопросам: какие-то исключены, какие-то дополнены и т.д.

ВАЖНО! Основные изменения по общим базовым вопросам – по режиму труда.

Поэтому при подготовке к проверке, конечно, берите последнюю версию данных проверочных листов.

На какие темы надо обратить особо пристальное внимание (зоны риска)? Можно отрабатывать:
  • нарушения в категориях риска, которые «стоят» от 7 до 10 баллов по 10-балльной шкале Роструда,
  • нарушения, за которые есть специальные меры административной ответственности по ст. 5.27 и 5.27.1. КоАП РФ,
  • нарушения, которые в сложившейся практике выявляются чаще всего..

Вот по последнему критерию привожу список ниже:
  • 1
    Проверочный лист №8
    Проверка соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы
  • 2
    Проверочный лист №1
    Проверка порядка оформления приема на работу (ВАЖНО: особое внимание — на ГПХ вместо трудового договора)
  • 3
    Проверочный лист №7
    Проверка соблюдения требований по предоставлению времени отдыха
    (ВАЖНО: особое внимание — на предоставление отпусков)
  • 4
    Проверочный лист №12
    Проверка соблюдения требований по регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  • 5
    Проверочный лист №78
    Проверка соблюдения работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений
  • 6
    Проверочный лист №16
    Проверка соблюдения порядка и условий привлечения к работе за пределами рабочего времени
    (ВАЖНО: особое внимание — на порядок привлечения к сверхурочной работе и ее оплате (!)
    НОВАЯ ЗОНА РИСКА с 01.09.2024)
  • 7
    Проверочный лист №2
    Проверка соблюдения требований по содержанию трудовых договоров
Я бы рекомендовала отрабатывать все 3 подхода, естественно, в совокупности. Но смотрите сами, на что хватит внутреннего ресурса.

Главное, чтобы в текучке не забыли, что работать над правовой безопасностью тоже надо и время этому уделять стратегически важно.

АУДИТ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВАШЕГО БИЗНЕСА

Кадровый аудит - это проверка соблюдения требований законодательства по оформлению основных кадровых документов. Внешний экспертный взгляд поможет не только увидеть риски компании и директора, но и эффективно исправить их. Такая диагностика - отличная профилактика накопления дальнейших рисков для бизнеса.

Какие документы проверяем в ходе аудита:
  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Положение по оплате труда
  • Трудовой договор (типовая форма)
  • Аудит должностной инструкции (образец по 1 должности) – В ПОДАРОК
Этапы проведения аудита:
  • Получаем от заказчика пакет документов
  • Проводим проверку полученных документов
  • Готовим письменный отчет по итогам аудита
  • Презентуем итоги аудита, даем практические рекомендации (личная презентация Митрофановой В.В.)

Мы проводим аудит методом репрезентативной выборки – она позволяет выявить системные ошибки в оформлении кадровых документов и провести глубокую проверку соблюдения норм законодательства.

Документы проверяем по специально сформированной выборке, которая однозначно показывает наличие или отсутствие нарушений в данном документе. Итогом такого аудита является отчет, в котором по каждому виду кадрового документа описываем выявленные нарушения.

Мы не проводим сплошные аудиты, когда проверяют все кадровые документы по каждому работнику.
Наша задача – эффективно использовать свою экспертизу, чтобы системно оценить состояние кадрового делопроизводства клиента.

По итогам нашего аудита внутренние специалисты компании-заказчика могут провести сплошной аудит самостоятельно по тем вопросам, которые будут выделены как нарушения, и исправить их по отношению к каждому работнику.

НАШИ КЕЙСЫ ПО КАДРОВОМУ АУДИТУ

СВЯЗАТЬСЯ С МЕНЕДЖЕРОМ
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова