Что делать с дефицитом кадров?
Валентина Митрофанова
О дефиците кадров не говорит сейчас разве что ленивый. Но интересно не обсуждение проблем с дефицитом кадров или отстаивание мнений, есть он, этот дефицит, или его нет, а того, какие решения предлагаются в связи с этим.

Если дефицита нет, то вроде и никаких решений искать не надо - «скоро придет ИИ, и кадров на рынке будет профицит, и будем думать, чем людей занимать».

Если дефицит есть, то надо его решать. И дальше обсуждаются какие-то из следующих предложений:
  • привлекать школьников и студентов (пусть меньше учатся и идут работать раньше, скоро до садиков доберемся);
  • привлекать пенсионеров;
  • привлекать женщин в декрете;
  • привлекать лиц, отбывающих наказание;
  • использовать предоставляемый персонал (он же аутсорсинг — но это ругательное слово — включила его просто для упрощения);
  • устанавливать гибкий рабочий день (не знаю, как он решит дефицит, но почему-то предлагается);
  • увеличить количество часов сверхурочной работы (типа сами люди просят очень — так хотят заработать, что готовы работать сутками (то есть вопрос не в том, что денег мало людям, а просто так хотят работать больше));
  • давайте привезем больше мигрантов (тут все как в детективе – ищите, кому выгодно и почему).
Да и все, пожалуй. Методы какие-то все крайне сомнительные.

Но почему-то самые логичные методы при этом никак не обсуждаются:
  • На уровне государства:
    • сделать нормальный баланс трудовых ресурсов, понять, где недостаток, где излишек, разработать действенную программу целевого перетока;
  • На уровне конкретной отрасли:
    • собрать работодателей отрасли;
    • сформировать стратегический прогноз развития отрасли;
    • оценить текущие и перспективные потребности;
    • разработать конкретные механизмы решения проблемы, ориентированные на конкретную отраслевую специфику.

    Важно для решения этих проблем объединить усилия отрасли;
  • На уровне региона:
    • сделать нормальный баланс региональных трудовых ресурсов;
    • разработать механизмы решения с учетом региональной специфики и региональных проблем и потребностей;
  • На уровне конкретной компании:
    • выйти за пределы понимания, что «кадры – это люди по трудовому договору», рассмотреть варианты проектных команд, временного привлечения трудовых ресурсов, использования резервных бригад и т.д.;
    • начать заниматься вопросами оптимизации. Не людей, а процессов и трудозатрат;
    • осознать, что индивидуальный подход и чистая достойная оплата труда – самые простые варианты сейчас обеспечить себе резервы. Скоро это будут делать многие, и стратегический выигрыш станет ниже;
    • начать пересматривать системы использования и управления трудовых ресурсов.
А где у нас реальные программы по повышению производительности труда? О нет, это слишком сложно, это что-то про СССР, это что-то, в чем никто ничего не понимает, максимум бережливое производство внедрим, потому что оно модное и круто, говорят, помогает кому-то. Но это отдельная история. Тема из разряда «я в тренде».

Но пока все разговоры на эту тему напоминают «плач ради плача».
Пока жалующийся не садится и серьезно не начинает обсуждать изменение системы управления трудом и изменение системы оплаты труда, то даже не смешите никого о том, как плохо на вас сказывается дефицит кадров. Если не меняются эти базовые вопросы, значит, и кризиса никакого пока нет.

Так, просто, нытье из разряда «пожалейте меня».
Сервис "Персональный консультант" поможет разобраться в любых вопросах по трудовому праву в режиме реального времени, 24/7, быстро и профессионально.

  • Срок ответа – в течение 1 дня, в исключительных случаях, если ответ требует больше времени на подготовку – не более 3 дней
  • Неограниченное количество вопросов от одной компании
  • Формат ответа: письменные и устные (при необходимости) консультации в персональном чате бизнес-мессенджера "Битрикс", по электронной почте или иными способами по желанию заказчика
  • Гарантии: подготовка ответов командой опытных экспертов департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры", проверка качества ответов управляющим партнером компании Валентиной Митрофановой
  • Выгоды для заказчика: экономия времени и бюджета компании, повышенный шанс успеха в трудовом споре, снижение репутационных, финансовых и судебных рисков, успешное прохождение проверок, защита от штрафов
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова