Аудит кадровых документов: сплошная и репрезентативная выборка - что лучше?
Валентина Митрофанова
Самый частый вопрос, с которым мы сталкиваемся при обсуждении аудита кадровых документов – «сколько дел (документов) вы посмотрите»?

И я всегда спрашиваю: «С какой целью вы проводите аудит?» - «Выявить ошибки в ведении кадровых документов».

Давайте разберем, какой из видов проверки - «сплошная» (проверяются все документы) и «выборочная» (проверяется часть документов) - будет соответствовать цели «выявить ошибки»?

Думаю, очевидно, что «выявить ошибки» позволяет и выборочная проверка, главное, чтобы объемы такой выборки действительно показывали эти ошибки. Такая выборка называется «репрезентативной».

«Сплошная» проверка имеет целью не выявление ошибок, а проверку всех документов для оценки состояния кадровых документов по каждому работнику. Такие аудиты мы не проводим.

Почему?

Очень трудозатратно. Причем все время уходит на простую техническую проверку одного и того же факта (соблюдение одного и того же требования) по каждому работнику.
Репрезентативная выборка при правильном ее формировании дает возможность выявить типичные ошибки, проверив меньшее количество кадровых документов. А вот какое количество документов надо проверить чтобы выборка была репрезентативной – вопрос экспертной «чуйки» аудитора.

Иногда достаточно проверить и 5-10% документов, например, трудовых договоров, для понимания всех ошибок при оформлении договора. Так как используется типовая форма трудового договора, то и основные ошибки все равно будут в самой типовой форме плюс отдельные специфические условия по отдельным категориям работников: водителям, совместителям, инвалидам и т.д.

Иногда бывает, что нужно посмотреть больше документов - и 25, и 30, и 50% документов, если какой- то документ оформляли разные специалисты без использования типовых форм, то и ошибки (при их наличии) будут разнородными.

В любом случае, гарантии типа «мы проверяем 40% ваших документов» - не имеют большого практического смысла. Чаще всего для кадровых документов, основанных на типовых формах, выборка в 40% является избыточной, а для индивидуальных форм документов и такая выборка может быть недостаточной.

С моей точки зрения, именно «репрезентативная» выборка позволяет, исключив простую техническую однородную работу, сосредоточиться на основных целях любого аудита:
  • 1
    Выявить типичные ошибки,
  • 2
    Оценить значимость правовых рисков в выявленных ошибках,
  • 3
    Сформировать план корректировок с учетом приоритетов.
Никто не проводит аудит ради самого аудита. Самые распространенные цели аудита:
  • 1
    Подготовка к инспекционной проверке,

  • 2
    Оценка состояния кадрового делопроизводства при смене руководства, собственности, команды,
  • 3
    Оценка квалификации специалистов,
  • 4
    Выявление резервов оптимизации,
  • 5
    И т.д.
И ни для какой из указанных целей не нужна «сплошная» проверка. Гораздо важнее – экспертность в части определения значимости и незначимости нарушений и формирование плана исправлений, который поможет оперативно (экономя время) снизить ключевые правовые риски, не распыляясь на незначимые и не рискованные вопросы.
Сервис "Персональный консультант" поможет разобраться в любых вопросах по трудовому праву в режиме реального времени, 24/7, быстро и профессионально.

  • Срок ответа – в течение 1 дня, в исключительных случаях, если ответ требует больше времени на подготовку – не более 3 дней
  • Неограниченное количество вопросов от одной компании
  • Формат ответа: письменные и устные (при необходимости) консультации в персональном чате бизнес-мессенджера "Битрикс", по электронной почте или иными способами по желанию заказчика
  • Гарантии: подготовка ответов командой опытных экспертов департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры", проверка качества ответов управляющим партнером компании Валентиной Митрофановой
  • Выгоды для заказчика: экономия времени и бюджета компании, повышенный шанс успеха в трудовом споре, снижение репутационных, финансовых и судебных рисков, успешное прохождение проверок, защита от штрафов
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, ул. Арбат 12, стр. 1, подъезд 1, оф. 215
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова