Наказания за нарушения по заработной плате: крайние крайности

17 октября 2017

С ноября 2016 года ввели повышенную административную ответственность за невыплату работникам причитающихся сумм согласно ст. 5.27. Кодекса РФ об Административных Правонарушениях п.6. При этом санкции по этой статье инспектора применяют при любых невыплатах работникам причитающихся сумм, в том числе по тем, когда суммы невыплаты являются незначительными или не являются непосредственно заработной платой вообще, например, за невыплату денежной компенсации, которую работодатель обязан платить в любом случае задержки сроков выплат.

Из классических примеров можно привести пример, когда работник идет в очередной ежегодный отпуск самостийно, то есть история из разряда «забыл сказать – завтра иду в отпуск». А по закону (ст. 136 Трудового кодекса РФ) отпускные работнику надо было заплатить за три календарных дня, что в таких ситуациях, естественно, не соблюдается. И ладно бы только это, но после такой ситуации работодатель не платит и денежную компенсацию за задержку выплаты отпускных, мотивируя разными причинами: мы не знали,  что в этом случае надо платить, но работник же сам попросил отпуск и не возражает против задержки и т.д. В общем, если при проведении инспекционной проверки это будет выявлено, за это предусмотрены административные штрафы на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. При этом сам размер такой компенсации 1\150 от ключевой ставки за каждый день задержки составляет копеечные суммы. И вопрос тут не в том, почему тогда работодатели не выплачивают эту компенсацию, понятно, что есть обязанность закона и надо ее выполнять, вопрос в том, что за такое нарушение по оплате труда можно попасть под административные санкции, при том, что в других компаниях грубейшие нарушения остаются безнаказанными.

Например, по данным Росстата работодатели задолжали своим работникам 3,5 миллиарда рублей. По сравнению с 1 июля долги выросли на 248 миллионов рублей или на 7,7%.

Или типичный случай из статьи, опубликованной в Ведомостях, по задолженности на крупнейшей кондитерской фабрике  Сибири «Сладкоеж», где прямо в статье указано, что компания неоднократно проходила проверки ГИТ и других контролирующих органов и никаких нарушений не было выявлено, а работники практически выходят на пикет, требуя произвести выплаты.

Отсюда встает логичный вопрос относительно эффективности работы контролирующих органов и того, все ли правильно построено с точки зрения задач функционирования самих инспекционных органов. Почему-то санкции, как правило, налагаются на компании, которые стараются выполнять требования законодательства. Нарушения в работе есть всегда, вопрос только в тяжести этих нарушений и последствий,  которые они несут работнику и экономике страны в принципе.  А другие компании здесь же просто плевать хотели на трудовое законодательство в принципе, и по отношению к ним инспекционные органы бессильны.

Хорошо, что те, кто все-таки из разряда «пытающихся жить в соответствии с законом» все еще продолжают это делать, а не сравнивают себя с теми, кому закон не писан.

Автор: Валентина Митрофанова

Управляющий партнер
ООО Компания «Митрофанова и партнеры»