Минтруд об ответственности

30 декабря 2016

Иногда у работодателей возникают вопросы касательно применения административной ответственности. В частности, по каждому ли работнику она будет применяться, либо работодателя накажут один раз за всех работников сразу?

Нужно понимать, что однозначного ответа на данный вопрос нет и в некоторых случаях нарушение работодателем норм воспринимается как один случай, одно правонарушение, а в некоторых – нарушение в отношении каждого работника является отдельным правонарушением.

В частности, спорная ситуация сложилась вокруг ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

После вынесения Верховным Судом РФ Постановления от 15.08.2014 N 60-АД14-12, в котором был сделан вывод о том, что каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, инспекционная практика пошла по пути применения к работодателям штрафов умноженных на количество работников, в отношении которых допущено нарушение.

Однако относительно недавнее Постановление Верховного суда РФ от 9 августа 2016 г. N 29-АД16-9 выражает противоположную точку зрения:

«Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что совершенное обществом деяние не образует состава двух административных правонарушений.

То обстоятельство, что допущенные нарушения выявлены по материалам двух внеплановых документарных проверок и касаются обстоятельств несвоевременной выплаты заработной платы разным сотрудникам обособленного подразделения общества, применительно к данному делу не является основанием для назначения самостоятельных наказаний».

Также вопросы касательно применения ответственности по каждому работнику возникают по статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относительно чего имеется позиция Министерства труда и социальной защиты (Письмо Минтруда от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3), которую мы и рассмотрим.

В указанной статье закреплена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Части данной статьи конкретизируют ответственность за различные правонарушения в области охраны труда.

Законодательство обязывает работодателя выдавать в определенных случаях работникам средства индивидуальной защиты.

В соответствии с пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс – средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс – средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Минтруд в своем Письме разъясняет, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 указанной выше статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Минтруд в своем письме приходит к интересному выводу, что за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю предусмотрена ответственность по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Учитывая изложенное, Минтруд выразил мнение, что если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

Как мы видим, даже в рамках одной статьи могут быть разные подходы. Это говорит, в частности, о том, что если Вы не согласны с позицией инспектора, который решил оштрафовать Вас за нарушение по каждому работнику отдельно, то есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Автор:
Журенкова Полина
Ведущий юрист департамента трудового права