Процессы цифровой трансформации в России могли бы проходить значительно быстрее и эффективнее, если бы существовали стимулирующие законодательные инициативы. Пока же, законы не позволяют в достаточно мере форсировать внедрение новых технологий и решений на государственном уровне. Мы начинаем публикацию материалов, которые включают мнения ведущих специалистов и юристов касательно недостатков законодательного стимулирования цифровой трансформации в России. На вопросы Digital Report ответило несколько десятков специалистов. Сегодня мы публикуем ответы Валентины Митрофановой, к.э.н, руководителя подкомитета МТПП по кадровой политике, экономике, производительности и культуре труда, учредителя ИПК и «Митрофанова и партнёры». Насколько сейчас законодательство в России адаптировано под процессы цифровой трансформации? Базовое законодательство у нас в стране есть. Это и указ Президента от 7 мая 2018 года N 204 "Цифровая экономика РФ", и Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Цифровая экономика Российской Федерации", и федеральный закон т 06.04.2011 N 63-ФЗ (в новой редакции от 24.02.2021) «О цифровых подписях» и др. Произошло изменение в системе управления цифровыми процессами – Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций".
Является ли это достаточным для внедрения повсеместно цифровой трансформации? Нет, конечно. Сейчас законодательство напоминает ситуацию, когда сверху было дано задание и регулярно объясняется его важность, но конкретным исполнителям не понятно, что именно надо делать, какой алгоритм, какая методика оценки результата будет применяться. Причем, если у государственных органов, предположим, есть это понимание, то у конкретных территориальных органов власти, у бизнеса, у граждан, у других участников рынка его точно нет, как часто нет и физической возможности внедрения цифровых технологий.
Поэтому, пока у всех участников нет: ресурсов, понимания целей и задач, понимания алгоритма реализации, рисков, ответственности, того, что это даст конкретным участникам, естественно, физически реализовать проект по цифровой трансформации будет невозможно, несмотря на наличие достаточной законодательной базы.
Заинтересовано ли государство в автоматизации процессов, в том числе государственного управления? Есть ли ощущение, что проекты по цифровизации создаются с целью перераспределения бюджетных средств? Государство, несомненно заинтересовано в автоматизации процессов, в том числе государственного управления, так как это дает возможность:
- Повышения эффективности реализации государственных функций,
- Более оптимального использования бюджетных средств,
- Повышения уровня контроля,
- Снижения уровня коррупционных действий,
- И др.
Но при всех указанных преимуществах, есть и ряд недостатков, которые получит государство, если не выстроит систему их предотвращения:
- Иной уровень государственных угроз, в том числе угроз безопасности, рисков утраты информации и контроля,
- Повышение, причем очень значительное, расходов на обеспечение информационного сопровождения систем, контроля за их работой,
- Иные конфликты с гражданами, необходимость изменения квалификационных знаний и умений сотрудников государственного аппарата управления и др.
Приведут ли проекты по цифровизации к перераспределению бюджетных средств? Естественно. И это тоже всем понятно.
Будут ли расходы оптимизированы? На этапе внедрения, нет конечно. Государственные расходы на цифровизацию и автоматизацию процессов потребуют более значительного вложения средств, чем средства для поддержки уже существующей и работающей сейчас системы.
Если, получаемые по итогу этого проекта преимущества будут для государства выше, чем увеличенные затраты на этапе внедрения, то проект оправдает себя.
Какие законы тормозят развитие цифровой трансформации? Какие шаги требуются для законодательного ускорения внедрения цифровых проектов в России? В первую очередь сейчас нужны акты о защите цифровой информации, а также о применении электронных документов во всех взаимоотношениях с государственными, муниципальными органами, в судах и при прохождении проверок.
Если часть контролирующих органов, например, налоговая служба, перестроена под систему электронной отчетности и приема электронных документов, то подавляющее большинство всех остальных контролирующих органов категорически сопротивляются принятию от компании документов в электронном виде как в системе установленной отчетности, так и при прохождении проверок. Это и ФМС, и ГИТ, и военные комиссариаты и многие другие.
Отсюда встает логичный вопрос у любой компании: если мы внедрим у себя электронный документооборот и цифровизацию всех управленческих процессов, как мы будем проходить инспекционные проверки? Естественно, что никакой компании не нужны проблемы или сложности с доказыванием своей правоты по использованию цифровых технологий при прохождении проверки.
Поэтому, первое что необходимо осуществить государству это:
- Закрепить четкий и понятный порядок защиты цифровой информации.
- Закрепить законодательно право компании при ЛЮБОЙ проверке любого инспекционного органа предоставлять электронные документы.
- Реализовать бесконфликтное принятие цифровых доказательств контролирующими органами на всех уровнях.
Но, только принятием изменений в законодательство, невозможно реализовать такую стратегическую трансформацию. Здесь не менее важны и высокоэффективные организационные мероприятия, консультационная помощь, мониторинга и корректировка системы и др. Это стандартные мероприятия, которые должны сопровождать любые важные для заказчика изменения. Конечно, если стоит цель внедрить эти изменения в короткие сроки и с достижением необходимого результата.
Одной из глобальных проблем при внедрении проекта по цифровизации у нас в стране будет низкий уровень доверия в принципе к цифровым технологиям, как со стороны бизнеса и граждан, так и со стороны самих государственных органов, которые сопротивляются реализации этого проекта.