Закон о независимой оценке квалификаций принят. Что он принес работникам и работодателю?

27 ноября 2017

Проект закона о независимой оценке квалификации обсуждался уже очень давно и вот 3 июля 2016 года он был принят, но вступит в действие он с 1 июля 2017 года. Тем не менее, уже сейчас работа по подготовке к его реализации идет полным ходом, практически каждый Совет по профессиональным квалификациям имеет такую функцию, некоторые Советы уже апробационно осуществляют такую оценку.

Поэтому и работникам и работодателю необходимо разобраться в том, что же несет им этот закон, на какие взаимоотношения между ними он повлияет?

Для начала, давайте сразу дадим перечень нормативной базы, которая регламентирует вопросы независимой оценки.

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”

Как Вы видите, это целых три федеральных закона, которые сейчас регламентируют порядок проведения независимой оценки квалификации.

Думаю, сами законы почитать может каждый, поэтому давайте просто обобщим и проанализируем ключевые вопросы нововведений и то, как это скажется на взаимоотношениях работников и работодателей.

Итак, сам закон «О независимой оценке квалификаций» в статье 2 вводит определения, цели и полномочия органов, которые непосредственно определяют или влияют на процедуру оценки. Эти органы необходимо знать и понимать суть их работы, это НАРК (национальное агентство развития квалификаций), НСПК (национальный совет – национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям – официальный сайт – http://nspkrf.ru) и СПК (совет по профессиональным квалификациям), которые создаются по разным отраслям и видам профессиональной деятельности (полный список советов – http://nspkrf.ru/soveti.html).

Что такое независимая оценка квалификации?

«Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее – независимая оценка квалификации), – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Саму оценку будут производить центры оценки квалификаций (далее ЦОК). Проверяться будет квалификация соискателя на требования установленные законодательно или в профессиональном стандарте.

Как будет проводиться сама оценка?

Она будет проводится в форме профессионального экзамена с применением оценочных средств, под которыми в законе понимается «комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена». А порядок проведения профессионального экзамена будет дополнительно установлен Правительством РФ.

Пройти такую оценку может любое физическое лицо (в рамках этого закона называется «соискатель»), который может прийти сам или по направлению работодателя.

Является ли она платной и за чей счет будет проводится экзамен?

Да она будет платной. Оплату будет производить заинтересованное лицо. То есть, если например, физическое лицо обратилось в ЦОК, чтобы подтвердить свою квалификацию для дальнейшего трудоустройства на работу, то он сам и будет за это платить. Если же работодатель направляет своих работников, то именно работодатель и будет плательщиком услуги.

Кстати, Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации” внес поправки в Налоговый кодекс РФ, что оплата за прохождение независимой оценке не подлежит налогообложению НДФЛ (поправка в ст. 217 Налогового кодекса РФ), они дают право на социальный налоговый вычет в размере стоимости оценки (поправка в ст. 219 Налогового кодекса РФ), сами расходы на проведение оценки работодатель может относить на затраты (поправка в ст. 264 Налогового кодекса РФ) и документы, подтверждающие эти расходы хранить не менее 4 лет.

Для прохождения оценки необходимо будет предоставить заявление, копию документа, удостоверяющего личность, а также могут запрашиваться и иные документы, необходимые для прохождения оценки.

Если соискатель успешно прошел оценку, то в течение 30 дней он получит свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Все выданные свидетельства будут внесены в специальный реестр, поэтому любой работодатель к которому пришел работник с таким свидетельством сможет по реестру проверить выдавалось ли такое свидетельство.

Конечно, здесь сразу встают вопросы о том, не будет ли такая оценка профанацией и не будут ли ЦОК выдавать такие свидетельства налево и направо за деньги? Это покажет только время, но сама система, как она выстраивается сейчас, должна исключать такие факты. Дело в том, что оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации, разрабатываются и утверждаются Советом по профессиональным квалификациям и для всех ЦОК они будут едины. И именно Советы будут аккредитовать ЦОК, контролировать их работу, проверять соблюдение порядка оценки. Даже решение о выдаче свидетельств о квалификации принимается СПК после проверки, обработки и признания результатов независимой оценки. Это не является решением ЦОК.

Также, СПК создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность. Поэтому, если кто-то буде не согласен с результатами оценки, он правду будет искать не в самом ЦОК, а в СПК.

Особенности взаимодействия с ЦОК. Что необходимо знать?

Первое: ЦОК аккредитуются определенным СПК по определенным квалификациям, если они удовлетворили всем требованиям, которые были установлены СПК к материальной базе, экспертам и т.д. Поэтому, Важно проверить был ли конкретный ЦОК аккредитован. На сайте конкретного СПК должна быть информация обо всех аккредитованных ЦОК.

Второе: Один ЦОК может пройти аккредитацию в нескольких СПК, поэтому важно понимать по каким именно квалификациям ЦОК может осуществлять свою деятельность по оценке. Но, например, по одному и тому же стандарту, ЦОК может иметь право проводить оценку не по всем квалификациям, а только по некоторым. Это тоже важно учитывать соискателям и работодателям.

А зачем работодателю отправлять своего работника в ЦОК, да еще и платить за это?

Например, если работодатель не хочет создавать внутри своей компании аттестационную или квалификационную комиссию, или в случае трудового конфликта с работниками, или при решении вопроса о преимущественном праве при сокращении численности или штата, или при необходимости проверить кандидата на работу и т.д. Таких причин, наверное, будет много, когда система независимой оценки заработает уже в полную силу. Ведь даже для проведения аттестации одной категории работников работодателю сейчас необходимо очень серьезно организовать процесс внутри компании: создать аттестационную комиссию, включая экспертов в той профессиональной области, в которой работают сотрудники, которых нужно аттестовать, разработать порядок аттестации, оценочные средства и т.д. Часто затраты на отправку работника в ЦОК будут реально существенно ниже чем создание внутренней процедуры оценки.

Кроме этого, еще одна из проблемных ситуаций, которая сейчас есть у работодателя, это включение в состав комиссии экспертов. То есть, внутри компании должны быть еще и эксперты в разных профессиональных сферах, в которой работают сотрудники. Это часто трудно, затратно, а иногда и невозможно. И тут тоже ЦОК может быть определенным выходом.

Итак, если работодатель отправляет работника в ЦОК, то он обязан предоставить ему определенные гарантии, которые прописаны в Трудовом Кодексе в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 239-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”.

В ст. 187 Трудового кодекса РФ появились новые гарантии связанные с прохождением независимой оценки.

Во-первых, за работником на период ее прохождения сохраняется средний заработок.

Во-вторых, если ЦОК находится в другой местности, то работнику производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оплату оценки также осуществляет работодатель.

Но отправить работника на такую независимую оценку работодатель может только с его письменного согласия. То есть, принудительного права отправлять работников для оценки в независимые центры у работодателя все-таки нет.

Итак, подводя итоги.

Как повлияет создаваемая в стране независимая оценка квалификации на взаимоотношения работника и работодателя?

У них появится третья сторона, которая сможет экспертно подтверждать квалификацию работника. Это, несомненно, повлияет на вопросы подбора персонала (когда будут приходить соискатели с такими свидетельствами о квалификации), на отказ в приеме на работу соискателя, на конфликты между работником и работодателем относительно квалификации работника, например, при сокращениях, переводах, принятии решений о предложении вакансий и т.д., на вопросы оплаты труда при присвоении определенных тарифных разрядов, и конечно, самое главное, на процедуру оценки и аттестации работников. Поэтому, данные нововведения несомненно повлияют на многие кадровые процедуры в бизнесе.