Ясность в теме внедрения профстандартов

27 ноября 2017

Для кого же обязательны профстандарты? Только для госкомпаний? Или только по «вредникам»? А может вообще ни для кого не обязательны?

Каждую неделю выходят новые профессиональные стандарты и с каждой неделей обсуждений становиться всё больше. Обсуждается всё: от построения системы независимой оценки квалификаций, до угроз, что «с 1 июля инспекция труда постучится к каждому в двери». Плюс ко всему, добавляются еще разъяснения Минтруда, которые ничего не разъясняют.

Станет ли что-то понятнее после прочтения этой статьи? Не знаю. Попробую описать то, что на сегодня регламентировано Трудовым Кодексом РФ. Давайте для этого рассмотрим нормы практически по буквам. А итоговые выводы, каждый для себя сделает сам.

Что же описывает профессиональный стандарт?

  1. Вид профессиональной деятельности — некие границы профессии, определённые «Основной целью вида профессиональной деятельности» и функциональной картой деятельности — описанием обобщенных трудовых функций и трудовых функций;
  2. Профессиональный стандарт определяет, какие действия входят в функции, которые выполняют работники, а также — какие знания и умения необходимо иметь работнику, чтобы успешно с этой функцией справляться;
  3. Возможное наименование должности, профессии, указываемое при выполнении конкретной трудовой функции;
  4. Требования к образованию, обучению и опыту практической работы предъявляемые при работе по данной трудовой функции. При наличии определенных ограничений к допуску к работе, указываются условия такого допуска;
  5. Квалификационный уровень, установленный по определенным трудовым функциям;
  6. Другие дополнительные сведения, необходимые для систематизации, учета и применения стандартов в системе образования и работодателями;

Каждый профессиональный стандарт поделен на определенные содержательные части и когда произносится фраза «с 1 июля становится обязательным…..», речь не идет обо всем профессиональном стандарте, а только о требованиях к квалификации. Но эта дата никак не касается рекомендованных наименований должностей и всех остальных положений профессионального стандарта! На них остановимся ниже.

Чего же ждать с 1 июля?

С этой даты вступает в действие Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вводит в Трудовой Кодекс РФ две новые статьи 195.2. и 195.3.

Вот эта статья 195.3. Трудового кодекса РФ, как раз и создает вокруг себя огромное количество мифических трактований и споров.

Сейчас приведем ее полностью и попытаемся разобраться с тем, что же необходимо выполнять работодателям с 1 июля 2016 года.

Полный текст:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

«Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов».

Давайте разберемся.

Начнем с первой части этой статьи:

«Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

Первое: что такое требования к квалификации?

Обратимся к определению термина «квалификация», появившееся в Трудовом кодексе в декабре 2012 года вместе с термином «профессиональный стандарт».

В ст. 195.1. Трудового кодекса дается следующее определение: «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Обратите внимание: Квалификация = уровень знаний + уровень умений + уровень профессиональных навыков + опыт работы.

Итак, «требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции»- это то, что должен уметь и знать работник, чтобы выполнять определенную трудовую функцию.

Второе: для кого обязательно применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований, в случаях, которые регламентирует первая часть статьи 195.3. Трудового кодекса?

Ответ в статье: «для применения работодателями» — без указания специфики этого самого работодателя. То есть, под эти требования попадают все работодатели, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Хотя тут возникает интересное применение в дальнейшем Постановления Правительства РФ, которое будет регулировать «Особенности применения профессиональных стандартов государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Но это отдельный разговор.

Делаем вывод: для всех работодателей.

Обратите внимание: обязательны для применения «в части квалификационных требований». То есть, речь идет не обо всем стандарте, а только о знаниях, умениях и опыте работы. Но это не значит, что в остальных частях профессиональный стандарт не обязателен. Просто все остальные положения применения профессионального стандарта регламентированы иными нормами — не рассматриваемой сейчас статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ (дальше мы поговорим об этом).

Профессиональные навыки не описываются профессиональными стандартами. По факту, «навык» — это устойчивое умение, которое можно считать достаточным описанием характеристик квалификаций.

Третье: в каких случаях обязательны в части квалификационных требований профессиональные стандарты?

Cнова читаем текст первой части статьи 195.3 Трудового кодекса: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации…».

Здесь необходимо разобраться, где же могут быть установлены такие требования к квалификации:

  • Первое: в Трудовом Кодексе РФ.
  • Второе: в других федеральных законах. Например, есть Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете», где в статье 7 установлены требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета в отдельных организациях (высшее образование, опыт работы и т.д.). То есть в данном случае — поскольку требования установлены в федеральном законе — в части квалификационных требований применение соответствующего профессионального стандарта обязательно.
  • Третье: «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». С одной стороны всем понятно, что сами профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами, так как они утверждаются приказами Минтруда и регистрируются в Минюсте. Другой вопрос, являются ли они «нормативно правовыми актами Российской Федерации». А вот тут ответ – нет. Сами профессиональные стандарты, утвержденные актами Минтруда, — это нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти.

Вроде бы все понятно. Вывод по первой части статьи 195.3 Трудового кодекса РФ: Если требования к квалификации установлены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов РФ, то в части таких квалификационных требований все профессиональные стандарты обязательны для всех работодателей.

Но. На этом статья 195.3 Трудового кодекса РФ не заканчивается. Там есть еще вторая часть, которая и запутывает всю ситуацию.

Итак, вторая часть статьи 195.3. Трудового кодекса:

«Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».

С учетом проведенного анализа первой части данной статьи, разберем эту часть. Внешне она регулирует, что делать с квалификационными требованиями, прописанными в профессиональных стандартах, в том случае, когда требования к квалификации не установлены в Конституции, федеральных законах, законах субъектов РФ. По логике должно быть указано, что такие стандарты могут не применяться работодателями в части квалификационных требований. Но нет. В норме идет жесткая императивная фраза: «применяются работодателями», вместо: «могут применяться работодателями». Значит, все-таки применяются? А в чем тогда смысл этой второй части этой статьи?

Далее уточняется: «применяется в качестве основы». Тогда что такое «основа», указанная в части второй статьи 195.3. Трудового кодекса РФ?

В нормативных актах определения этого термина не нашлось, обратимся к общему смыслу этого слова. Что мы видим?

Это означает: «его опорная часть, на которой он держится, стоит», «главные черты, характеристики», «главные причины, принципы». Возникает вопрос: если работодатель обязан использовать как основу квалификационные требования в этих стандартах, можно ли принять на работу работника, у которого таких квалификационных характеристик нет? То есть, ниже «основы»? Очень спорно. Основа — это база, выше которой работодатель может определять свои дополнительные требования к квалификации работников «с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда» в случаях, регламентированных частью 2 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ.

И в общем контексте первой и второй части кардинально меняется понимание обязательности применения профессиональных стандартов в части квалификационных требований.

Если прочитав только первую часть статьи 195.3. Трудового кодекса РФ, мы пришли к выводу, что применять в части квалификационных требований профессиональные стандарты надо только тогда, когда Конституцией, федеральными законами, законами субъектов РФ установлены квалификационные требования, то, соединив обе части, мы приходим к ДРУГОМУ ВЫВОДУ:

  1. Все профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения.
  2. Если требования к квалификации не определены Конституцией, федеральными законами, законами субъектов РФ, работодатель может (свыше указанных в профессиональном стандарте квалификационных требований) устанавливать свои дополнительные требования к квалификации с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
  3. Если требования к квалификации определены Конституцией, федеральными законами, законами субъектов РФ, работодатель обязан применять квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте. И завышение их с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, будет нарушать права таких работников.

Конечно, тот же вывод можно было сделать и более простым путем, всего лишь исходя из определения термина «профессиональный стандарт», закрепленного в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ. Приведем его:

«Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Как видите, никаких фраз: «рекомендуемая квалификация», «как образец», «по желанию работодателя» в самом определении нет. Здесь используется жесткий и прямой термин «необходимой работнику для…..». То есть, ниже того, что уже установлено в профессиональном стандарте в части характеристик квалификации, устанавливать нельзя. Любые нормы, которые дальше регламентируют применение профессиональных стандартов, должны применяться исходя из содержания самого термина. В противном случае создается ситуация, когда нормы о применении юридического понятия нивелируют (дискредитируют) само понятие.

Таким образом, заключение, что все профессиональные стандарты обязательны в части квалификационных требований можно сделать и на том основании, что профессиональный стандарт является нормативным актом, обязательным для применения, так как утверждается приказом Минтруда и регистрируется в Минюсте.

Что с названиями должностей? Будут ли они обязательны для работодателя с 1 июля 2016 года?

Этот вопрос регламентирован статьей 57 Трудового кодекса РФ (часть вторая).

Приведем эту норму:

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

«трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

Обратите внимание: данный текст ст. 57 Трудового кодекса РФ вводится в действие не с 1 июля 2016 года, а уже введен с декабря 2012 года. То есть в случаях, предусмотренных данной статьей, наименования должностей, профессий должны быть приведены в соответствие с классификационными справочниками или профессиональными стандартами уже сейчас, и этот вопрос никак не связан с вступлением в силу указанного выше федерального закона 122ФЗ, который начинает действовать только с 1 июля 2016 года.

Со сроками разобрались. Разберемся с тем, когда же все-таки работодатель обязан указывать наименование должности, профессии, следуя профессиональному стандарту?

Исходя из текста данной статьи, когда «в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами … связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений».

Поэтому, прежде чем ответить на основной вопрос «должна ли конкретная должность (профессия) называться в компании в соответствии со стандартами?», необходимо ответить на два вопроса:

  • Есть ли какие-то льготы и компенсации, установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами?
  • Есть ли какие-то ограничения, установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами?

И, если ответ на оба вопроса «нет», то и называть должность, профессию, вы можете в своей компании как хотите. Но если же ответ хотя бы на один вопрос «да», должность следует называть в соответствии с профессиональным стандартом.

Например:

У вас в организации должность называется «инженер по охране труда». У него нет никаких законодательных компенсаций и льгот (ни права на досрочную пенсию, ни ограничений по продолжительности рабочего дня и т.д.). Может ли позиция по-прежнему называться «инженер по охране труда»?

Нет. Потому что по данной позиции есть ограничения квалификационного характера, установленные в ст. 217 Трудового кодекса РФ. Значит, должность надо называть согласно профессиональному стандарту «специалист по охране труда». Вот так должна быть построена логика ответа на этот вопрос.

Но искать эти льготы, компенсации и ограничения придётся по отношению к каждой должности. Если, например, для специалиста по кадровому делопроизводству нет ни льгот, ни компенсаций, ни ограничений, установленных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами, то и должность может называться иначе — не обязательно так, как прописано в профессиональном стандарте.

Мне понятна логика работодателей, которые просто приводят наименования должностей в компании в соответствие наименованиям, установленным в профессиональном стандарте:

  • Это удобно с точки зрения проверки на квалификационные характеристики.
  • Это избавляет работодателя от необходимости доказывать, что у него есть такое право — «называть как хочу».

Проблема здесь в том, что ограничения для разных работ могут быть установлены разными федеральными законами, анализ которых надо будет проводить для каждой позиции.

И напоследок. Не берусь комментировать, почему до сих пор нет каких- либо нормативных правовых актов Минтруда, которые бы внятно разъясняли все вопросы, возникающие у работодателей в процедуре применения профессиональных стандартов, тем не менее, 10 февраля 2016 года Минтруд выпустил разъясняющее письмо по применению профессиональных стандартов в сфере труда.

Вот выписка из данного информационного сообщения Минтруда :

«В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (в редакции от 23 сентября 2014 г. N 970), профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.»

Таким образом, для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам, профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Обратите внимание: согласно части 2 статьи 57 Кодекса, наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Поэтому при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника, следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами».

Почему «ориентирами»? Почему «могут»? Ведь в ст. 195.3. Трудового кодекса РФ написано «как основа» и «работодателями применяются»? Все таки «основа» и «ориентир» — абсолютно разные термины, так же как и «могут применяться» и «применяются работодателями». Толкование Минтруда, как ни странно, противоречит самому определению термина «профессиональные стандарты», и тому смыслу, который указан в ст. 195.3. Трудового кодекса РФ. Конечно, в части полного перечня трудовых функций стандарты не обязательны, но как можно говорить о квалификационных требованиях?

Эти вопросы, к сожалению, остаются без ответов.

Самое главное, чтобы все понимали правовой статус таких разъясняющих писем Минтруда. Они не проходят регистрацию в Минюсте, не являются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, и не обязательны к применению. Это только мнение, толкование, которое работодатель не обязан применять. Это как раз тот самый «ориентир» который работодатель может использовать в работе, а может и не использовать, равно как и трудовые инспекторы и суды.

Аналогичная позиция, представленная Т.В.Маленко (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), размещена в «Консультант Плюс», правда, еще и с указанием, что:

«Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты не являются обязательными для применения».

Этот комментарий интересен еще и тем, что сейчас Минтруд обсуждает проект Постановления Правительства для вышеуказанных в разъяснении компаний, чтобы для них «особенностью» было как раз щадящее применение профессиональных стандартов. И если это и есть «особенности», выходит, что все остальные, не отнесенные к госсектору и указанным компаниям будут применять в полном порядке, установленном в Трудовом кодексе РФ.

В общем, где искать правду?

Рекомендую: в законодательстве. Не слушать мнения и толкования, а самостоятельно читать нормы Трудового кодекса РФ.

Можно ли опираться на разъясняющие письма Минтруда в своей работе? Нет. Это мнение, а не нормативно-правовые акты.

Можно ли опираться на устные разъяснения, пожелания и возмущения, в том числе — людей, представляющих органы власти? Нет.

Можно ли опираться на мнение Митрофановой? Нет.

Только на закон.

Только на Трудовой Кодекс РФ.

Прочитайте сами нормы ст. ст. 57, 195.1., 195.3. Трудового кодекса РФ и составьте свое мнение. Потому что именно вам, а не мне, и не Минтруду придется отстаивать интересы вашей компании как при конфликтах с контролирующими органами, так и при трудовых спорах с работниками.

 

Источник: hrdocs.ru