В последнее время бурно обсуждается вопрос о возможности введения четырехдневной рабочей недели. С такой инициативой выступил, будучи премьер-министром, Дмитрий Медведев, еще в 2019 году. Сейчас опять вернулись к обсуждению этой темы, причем Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, предложила ввести 4 дневную рабочую неделю только для женщин, что бурно обсуждается в СМИ в последнюю неделю.
К сожалению, во всех этих инициативах не поднимается вопрос о том, обосновано ли сокращение рабочей недели до 4 дней при сегодняшней организации труда в большинстве российских компаний? Никто не говорит о глобальных переработках, имеющих место в подавляющем большинстве компаний.
Практически в каждой компании вопрос о сверхурочной работе (переработках) является табуированным и всплывает только в случае прямого конфликта с работником.
Тем не менее, давайте рассмотрим примеры, в которых каждый работодатель (за редким, возможно, исключением) увидит свою обычную практику:
1. Установление административным работникам ненормированного рабочего дня, при котором вообще не производится учет тех фактических часов, которые отрабатывает работник (часто с молчаливого согласия или одобрения руководства),
2. Невозможность объективно показать то количество часов, которое физически отрабатывают водители, особенно персональные водители, у которых и начало и окончание рабочего дня может очень сильно выходить за пределы любой нормы рабочего дня,
3. Невозможность объективно доказать сколько времени работают работники при дистанционной работе. При этом опросы таких работников показывают, что «границы рабочего дня размылись очень сильно и превышают 40 часов в неделю существенно, вплоть до 50-60 часов в неделю»,
4. Переработки при организации вахтового метода работы, в местностях, где сложно обеспечить процесс необходимым количеством квалифицированных кадров и т.д.
5. Образование, СМИ, творческие работники, у которых понятие «нормированного» рабочего дня давно стало неприменимым требованием,
6. И др. примеры можно продолжать очень долго.
Поэтому факт остается фактом: переработки работников сверх нормы рабочего времени – типичная история современного бизнеса. Причины таких переработок могут быть разными, это отдельный разговор.
Чем же такие переработки грозят бизнесу?
Какие риски несет компания? Это и правовые риски, и репутационные, и управленческие, и экономические.
Правовые риски, к сожалению, по причине слабого контроля со стороны государственной инспекции труда, не сильно волнуют российских работодателей, тем не менее, знать их необходимо, если компания выстраивает так называемый «комплаенс» - систему защиты правовых рисков. Правовые риски – это возможность привлечения компании и ее должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27, 5.27.1. КоАП РФ в виде административных штрафов, приостановки деятельности организации до 90 суток, дисквалификации должностных лиц от 1 года до 3 (при повторных нарушениях). В случае несчастного случая, ответственность может быть вплоть до уголовной.
Репутационные риски – средства, которые вкладывают компании в построение бренда работодателя, корпоративную культуру разбиваются о понимание работниками того, что работодатель нарушает нормы законодательства, не оплачивает фактические часы работы.
Управленческие риски – работодатель, у которого есть грубые и очевидные нарушения законодательства, всегда будет находится в более слабой позиции при реализации управленческих решений. Часто при увольнении работников, даже недобросовестных, такой работодатель вынужден идти на переговоры и расторжение договора по соглашению сторон еще и с выплатой отступных работникам за их «молчание».
Экономические риски – наличие переработок очень наглядно подтверждает неэффективность организации производственного процесса, низкую производительность труда, слабость управленческой системы, отсутствие норм труда, не применение инструментов научной организации труда. В таких компаниях, как правило, высокая статистика по несчастным случаям, периодам отсутствий работников по нетрудоспособности и мн. другие, в том числе финансовые потери.
Так что же делать? Есть ли реальные практические механизмы, применяя которые, можно справиться с переработками, кроме «банальных» советов о необходимости доукомплектовать штат, повышать квалификацию работников, повышать производительность труда, внедрять инструменты научной организации труда и т.д.?
Конечно, есть.
Хотя приведенные выше инструменты являются очень действенными, но они достаточно долгосрочны в реализации. Их нельзя реализовать «здесь и сейчас».
Что же можно сделать оперативно для снятия переработки:
1. Разобраться с причиной переработок. Часто это не банальная «нехватка рук», а некорректно разработанные графики работы, нарушения на местах со стороны руководителей подразделений. В любом случае, анализ причин даст и основу для поиска решения.
2. Внедрить суммированный учет рабочего времени. Если он уже есть, проверить насколько эффективно он используется. Часто компания использует неэффективный учетный период равный кварталу, который приводит к «техническим» переработкам.
3. Использовать инструменты гибких режимов работы и управления численностью работников в разные рабочие периоды (подстраивая привлекаемых к работе сотрудников под периоды «высокой» и «низкой» нагрузки»).
4. Ввести резервные, вспомогательные бригады, которые привлекаются к работе только при возникновении работы сверх нормы основного персонала и в периоды «пиковых» нагрузок.
5. Изменить систему оплаты труда и мотивацию персонала, ориентированную на повышение производительности труда в рамках норм труда, в том числе для управленцев.
6. И др.
Самое главное, что важно понимать, что грамотный, эффективно выстроенный производственный процесс, в первую очередь в интересах самого бизнеса.
Невозможно решать экономическую проблему по необходимости повышать производительность труда в отрыве от норм труда.
Нельзя тратить огромные бюджеты на корпоративную культуру и не оплачивать работникам сверхурочную работу.
Нельзя развивать бизнес, не создав прочный фундамент правовой безопасности. Иначе, в любой момент времени, закон может принести проблемы руководителю компании, и самой компании (бизнесу), последствия которых могут быть гораздо тяжелее и дороже чем сейчас организовать работу эффективно и в рамках закона.