Изменение подхода. Уменьшение степени вмешательства контролирующих органов

30 августа 2016

В основном, в вопросе, касающимся осуществления контроля за деятельностью граждан и юридических лиц государственными или муниципальными органами сейчас используется принцип «кнута». Главный способ воздействия – ответственность за нарушение требований.

Решено улучшить государственный и муниципальный контроль за соблюдением установленных требований. С этой целью разработан Федеральный закон «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», который в настоящее время находится в стадии Проекта. Эффективность контроля предполагается повысить, а вмешательство в деятельность граждан и организаций уменьшить посредством выработки у них добросовестного поведения по отношению к выполнению установленных требований.

Проект направлен на минимизацию вреда охраняемым законом ценностям. Лучшая защита от нарушения требований – профилактика. С этой целью в Проекте закреплены профилактические меры по предотвращению совершения правонарушений.  Например, такие как размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня нормативно-правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом проверок, размещение обобщения практики проверок, проведение разъясняющих семинаров и т.д.

Также в Проекте закреплен принцип: чем меньше категория риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, тем меньше будет вмешательство в деятельность компании. Степень вмешательства  не должна быть обременительной. В частности, от степени риска будет зависеть частота проводимых плановых проверок. Под риском, в Проекте подразумевается вероятность наступления событий, в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований, следствием которых могут стать потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Показатели, по которым присваивается категория риска, также указаны в Проекте, например, вид экономической деятельности, масштаб данной деятельности, потенциальный объем негативных последствий для охраняемых законом ценностей, статистика случаев причинения вреда и т.д.

Категорий рисков всего 6.

Если Проект не будет изменен и будет принят в текущем виде, то у граждан и организаций появится обязанность уведомить о совершении определенных действий или начале осуществления отдельных видов деятельности уполномоченный орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора).

Указанные виды деятельности содержатся в приложении № 4 к Проекту Федерального закона РФ. В основном, это сферы перевозок, производства и торговли.

Проект содержит описание самой процедуры проведения проверок. Граждане и юридические лица не будут иметь права (в случае принятия рассматриваемого Проекта) препятствовать доступу должностных лиц государственного и муниципального контроля (надзора) на территорию проверки (кроме досмотра жилых помещений, жилых домов, земельных участков граждан, только по их согласию).

Проект федерального закона РФ устанавливает формы, в которых может осуществляться контроль. Помимо таких стандартных процедур, как проверка и мониторинг, закреплены также рейдовое обследование, наблюдение и контрольная закупка.

По отношению к организации может быть даже установлен постоянный контроль.  Режим постоянного контроля (надзора) заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов федерального государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций. Определено, что перечень таких организаций устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Помимо названных положений, Проект содержит также права, обязанности лиц, проводящих проверку, сроки проведения проверок, процедуру оформления результатов проверок и некоторые другие необходимые положения.

В целом, весь проект, как и говорилось в начале, направлен на формирование добросовестного поведения у граждан и организаций, что должно повлечь за собой предотвращение вреда охраняемым законом ценностям. Также Проект предполагает  концентрацию внимания проверяющих органов на гражданах и организациях, характеризующихся повышенными рисками и наоборот, минимизацию вмешательства в деятельность граждан и организаций, характеризующихся низким уровнем риска и устойчивым добросовестным поведением.

Если данный Проект будет утвержден, потребуется внесение изменений в многочисленные законодательные акты.