Понятие и содержание профессиональных стандартов. Что в стандарте является обязательным, а что нет?

27 ноября 2017

В российском законодательстве термин «профессиональные стандарты» появился 03 декабря 2012 года, когда Федеральный закон №236 внес в Трудовой Кодекс РФ новую статью – статью 195.1.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ

ВЫПИСКА

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ)

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции»

(термин был скорректирован в соответствии с 122-ФЗ от 02.05.2015)

Таким образом, профессиональный стандарт – это некие требования, которые предъявляются к работнику, который работает в определенной профессиональной сфере, выполняет определенные трудовые функции.

Квалификационные требования, описанные в профессиональных стандартах, включают в себя:

Но так как квалификационные требования «привязаны» именно к тому, какую деятельность осуществляет работник, какие трудовые функции выполняет, то в самом профессиональном стандарте (кроме непосредственно квалификационных требований) должны быть описаны и сами трудовые функции, на которые распространяются данные требования.

В макете профессионального стандарта, который утвержден Приказом Министерства труда от 12.04.2013 N 147г., описано содержание профессионального стандарта:

  • цель вида профессиональной деятельности;
  • обобщенные трудовые функции;
  • трудовые функции;
  • трудовые действия;
  • квалификационный уровень;
  • требования к образованию (уровень и – при необходимости – специализация);
  • требования к опыту работы (если он требуется);
  • требования к особому допуску (если он требуется);
  • требования к знаниям работника;
  • требования к умениям работника;
  • общие статистические и учетные сведения.

Для структурирования работы выделим составные части профессионального стандарта.

  1. Идентификационные и справочные сведения:
  • цель вида профессиональной деятельности;
  • общие статистические и учетные сведения.
  1. Обязанности, выполняемые в рамках данного вида профессиональной деятельности:
  • обобщенные трудовые функции;
  • трудовые функции;
  • трудовые действия.
  1. Уровень квалификации.
  2. Возможные наименования должностей (профессий)
  3. Квалификационные требования и иные:
  • требования к образованию (уровень и – при необходимости – специализация);
  • требования к опыту работы (если он требуется);
  • требования к особому допуску (если он требуется);
  • требования к знаниям работника;
  • требования к умениям работника.

Идентификационные и справочные сведения необходимы для определения того, какой именно стандарт применять к конкретным должностям, профессиям, каким наименованиям соответствует данная должность (профессия) по ЕТКС, какие коды имеет данное образование и т.д.

Обязанности, описанные в профессиональном стандарте, позволяют идентифицировать и сопоставить это с обязанностями работников, работающих в компании – для того, чтобы понять, какие же именно квалификационные требования устанавливать для работников, выполняющих определенные функции.

Уровень квалификации позволяет определить отнесение работника к конкретной категории и понять пределы его полномочий, необходимые знания, умения и пути достижения уровня квалификации.

Наименования должностей необходимы для структуризации в отдельных случаях, установленных законом – они являются обязательными для применения. То есть, в некоторых случаях, работодатель будет обязан применять именно те наименования должностей, которые указаны в профессиональном стандарте.

И, непосредственно, сами квалификационные требования. Напомню, что, исходя из определения термина «профессиональный стандарт», данного в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ, профессиональные стандарты – это не должностные инструкции, а именно «характеристики квалификации».

Но тут важно определиться, что из указанных квалификационных требований является обязательным, а что нет.

Конечно, у всех самым «больным» вопросом является обязательность требований, связанным с образованием.

Обратите внимание, что в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ термин «квалификация» не содержит требований об образовании. Требования к образованию, согласно ст. 195.3. Трудового кодекса РФ, являются обязательными, когда это установлено нормативными правовыми актами РФ.

А вот все остальные «элементы», которые входят в понятие «квалификация» по ст. 195.1. Трудового кодекса ( а именно: уровень знаний, умений, опыт работы), обязательны в силу самого определения термина «профессиональные стандарты».

Если сейчас ничего не понятно, не волнуйтесь, дальше в Курсе мы все эти вопросы подробно рассматриваем. Сейчас самое главное – усвоить, что в профессиональном стандарте есть несколько смысловых частей, которые надо делить по трем группам.

1 группа. Части, которые не являются обязательными для каких – то активных изменений в бизнесе (например, описание обязанностей в профессиональном стандарте вовсе не требует того, чтобы вы пошли перерабатывать должностные инструкции).

2 группа. Части, которые могут быть обязательными для применения в отдельных случаях (в каких – разберем ниже). К ним относятся: наименования должностей (профессий) и требования к образованию.

3 группа. Части, которые являются обязательными (квалификационные требования к знаниям, умениям и опыту работы).

В Курсе мы рассмотрим вопрос о том, на кого же распространяются стандарты и есть ли какие – либо санкции за их неприменение.

Автор: Валентина МИТРОФАНОВА