Кому в стране нужна система профессиональных квалификаций? Почему внедрение стандартов вызывает негативную реакцию у бизнеса?

27 ноября 2017

Построение системы профессиональных квалификаций во всем мире – процесс, который позволяет выстроить эффективно работающую экономику страны, отрасли и конкретной организации.

Понятно, что успешность и долгосрочность работы бизнеса должно входить в зону интереса любого работодателя, а развитие отрасли в интересы всех работодателей отрасли и страны, но сейчас получается, что не всегда это так. Часто работодатель в своей работе в компании и управлении ею преследует краткосрочные цели, не выстраивая долгосрочных стратегий. А развитие квалификаций – это именно долгосрочная задача, создание задела на будущее. А если руководитель не видит себя в компании на ближайшие 7-20 лет, то и достижение таких долгосрочных целей для него не будет никогда первым приоритетом. Если руководитель «наемный временщик», у которого есть страх того, что его снимут в любой момент времени будет ли его интересовать судьба компании в ближайшие 10-20 лет? Сомнительно.

В каких компаниях выстраивание и следование долгосрочным программ развития бизнеса является нормой? В компаниях, в которых руководитель относится к бизнесу как делу своей жизни, а значит, у него существует внутренняя мотивация на долгосрочное существование такого бизнеса. Это либо ситуация когда руководитель он же собственник, то есть бизнес его «ребенок» и он старается обеспечить ему будущее, либо у самого человека весть идеологическая потребность выстраивать систему что называется «на века», даже если сам он тут не будет работать, но система должна будет работать и после него.

Если у руководителя компании нет таких приоритетов, и нет их у HR, то конечно вложение денег и сил в выстраивание долгосрочных стратегий развития бизнеса, построение системы профессиональных квалификаций будет не интересно ни первому ни второму. Когда только краткосрочный результат является целью, такие долгосрочные инвестиции будут рассматриваться как помеха, как принуждение, давление на бизнес.

Тогда что странного что эту задачу: обеспечить будущее страны, отраслей и бизнесов взяло на себя государство? И пытается выстроить эту систему на государственном уровне?

Компании, которые сами выстраивают свою стратегию на долгосрочной основе сами занимаются профессиональными квалификациями в своей компании, понимая, что скорость знаний сейчас устаревает быстрее чем отрываются листы календаря. Они строят кадровый резерв, работают с детьми даже не в высших учебных заведениях, а уже в школах, внедряют систему наставничества, создают базу знаний в компании, работают с перспективными потребностями, пытаясь сейчас создавать основу для будущих изменений. И у них внедрение профессиональных стандартов не вызывает ни отторжения, ни проблем во внедрении, так как требования к знаниям и умениям работников как правило, у них выше чем сейчас закрепляются в стандартах.

Казалось бы корень всех бед находится в том, что возникают практические проблемы с внедрением стандартов? Нет. Эти проблемы еще впереди. Сейчас само их внедрение вызывает именно идеологическое отношение к этому. Мы проходим стадию сопротивления на уровне принятия идеи как таковой. А почему?

Ведь если спросить любого человека хочет ли он получать качественную медицинскую помощь? Качественное образование для себя и детей? Качественный сервис в российских компаниях? Качественные услуги жкх? Ездить на лифте и не бояться упасть? Ездить на транспорте будучи уверенным в квалификации воителя, летчика, машиниста? Работать под руководством профессионального и грамотного руководителя? Получать качественные государственные услуги? Грамотную юридическую помощь? Правильно рассчитанную заработную плату? И т.д. Конечно, любой человек ответит что он хочет этого?

Но, ведь чтобы все эти и другие услуги, которые мы потребляем в процессе своей обычной и профессиональной жизнедеятельности были качественными их должен оказывать профессиональный специалист. Который не только обучен, но и допущен к работе только после проверки того насколько он реально готов качественной профессионально представлять нам все эти услуги. Не так ли?

Так почему мы так сопротивляемся внедрению в стране системы профессиональных квалификаций?

Потому что мы боимся, что это затронет и нас. Что это нам придется идти учиться, что это нас будут проверять и оценивать. Что это нас могут оценить не так высоко, как мы себя оцениваем. Что нас могут заставить пойти учиться, а нам неохота. что нас заставят внедрить это в своей компании, а нам некогда (дорого, лень, не хотим напрягаться, не знаем как делать – выберите любой аргумент). Что это все нарушит нашу зону комфорта.

То есть для себя мы этого всего хотим. Но сами к себе применять это не хотим. Не странно?

Для многих не странно. Я часто слышу аргумент, что это задача государства, ему это надо, пусть оно этим и занимается. Так оно этим и занимается. Но ведь именно регламентация вопросов о профессиональных квалификациях на уровне закона и вызывает такую бурную реакцию. Мол вмешивается государство в наш бизнес. Опять какую то ерунду придумало, чтобы нам хуже было. Очередная кормушка и т.д.

То есть я хочу получать качественные услуги – это всем понятно. Но как только государство пытается это урегулировать мы начинаем кричать о вмешательстве в свои бизнес интересы. Политика двойных стандартов. Норма нашей жизни, к сожалению.

Как справляться с ней? Идеологически? Воспитывать, разъяснять? Принудительно? Показывая успешные примеры? Применяя карательные меры?

Когда Ваш ребенок, подросткового возраста не хочет делать уроки, а хочет играть в компьютер сутками, что Вы делаете? Уговариваете? Разъясняете для чего надо учиться? Пытаетесь замотивировать? Принудительно требуете? Объясняете, как невыученные уроки сегодня обернуться ему последствиями завтра? Зарываете глаза? Что вы делаете?

И как ведет себя подросток? Возмущается, что Вы вмешиваетесь в его личную жизнь? Молча идет и делает? Понимает ли он Ваши аргументы? Сопротивляется? Он понимает, что из таких мелочей формируется его будущее?

И как мы ведем себя в ситуации когда для блага государства и всех нас вместе взятых в стране пытаются внедрить систему профессионализма во всех сферах нашей жизни? Как подросток? Или как взрослый человек, умеющий просчитать долгосрочный эффект от сегодняшних действий?

Ответьте себе честно: «Мы сопротивляемся? Почему?»

Автор: Управляющий партнер НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика» Валентина Митрофанова