Валентина Митрофанова
Управление персоналом: честность? Культура ест стратегию на завтрак

На чем строится система управления персоналом в организации? На стратегии компании? На задачах бизнеса? На ее культуре?

Какие бы конъюнктурные задачи мы ни решали, все строится на культуре или, как сказал Питер Друкер:

КУЛЬТУРА ЕСТ СТРАТЕГИЮ НА ЗАВТРАК.

Культура, конечно, определяется людьми. Кто это в конкретной компании? Собственник? Генеральный директор? Не знаю. Но она есть. Даже если вы ее не называете, не описываете, не формализуете в виде конкретного документа, не декларируете сотрудникам. Она есть.

Именно эта культура отношения к людям и определяет то, как и на чем строится система управления персоналом.

Культура отношения к людям очень хорошо ложится в логику «политико-экономического подхода», согласно которой можно выделить:

  • Рабовладельческий подход, работник – раб, его интересы и права не важны в принципе.
  • Капиталистический подход, которому присущи все признаки эксплуатационного отношения к человеку. Работник – ресурс, каким бы высокооплачиваемым он ни был и в каком бы кабинете ни сидел. Главное – деньги, прибыль и человек как средство получения этой прибыли.
  • Социалистический подход, которому присущи все признаки позднего (это важно! именно постсталинского периода) социализма. Ориентир на социальные гарантии, размер оплаты труда, не зависящий от реального вклада человека (достаточно невысокий), профсоюзы, коллективный договор и т. д.
  • Трудовая синергия – взаимовыгодное объединение (сотрудничество) работодателя и работников, которое дает синергический эффект от взаимного соучастия, сотворчества в процессе труда.
Признаки каждого стиля управления:
Конечно, можно сказать, что в конкретной компании есть и такие черты, и такие, но все равно какой-то базовый принцип превалирует над другими. Главным, ключевым фактором приоритета принципа управления персоналом – ощущения людей. Кто люди в этой компании и как они себя чувствуют.
  • Как рабы?
  • Как вещь, которой пусть и хорошо платят, но все-таки вещь?
  • Как источник получения социальных льгот?
  • Или как партнер, союзник своего работодателя?
Важно четко понимать принципы, на которых строится система управления персоналом в конкретной компании. От этого зависит вся система управления персоналом, любой ее аспект, любой инструмент, любое решение.

Самой тупиковой является ситуация, когда одно выдается за другое.

То мы «добрые и социальные», и здесь же «всех увольняем без выходных пособий».

То мы «наша главная цель – экономическое развитие компании», и здесь же боимся уволить сотрудника, который плохо работает, из социальных побуждений.

То мы «уважаем свой персонал и считаем его партнером», и здесь же реализуем решения из разряда «раб, знай свое место».

В кризисные ситуации все всегда выходит на поверхность.

Честность и открытость позиции позволяют гораздо успешнее реализовывать любые решения. Если люди чувствуют вранье и фальшь, никакими деньгами и выплатами вы не обманете их и не добьетесь того, о чем громко говорят специалисты по управлению персоналом: «лояльности», «добросовестности» и т. д. Никогда сотрудник не будет лоялен к вруну.

Да, он может долго работать в вашей компании по разным причинам, чаще, конечно, материальным. Да, он будет демонстрировать вам все необходимые черты лояльности и правильно отвечать на ваши психологические тесты и оценки, но встанет и уйдет сразу же, как возникнет удачный случай.

И только честность и открытость позиции человек уважает. Даже если ему эта позиция не нравится.

Он может сразу принять решение, что не будет работать в вашей компании, и сэкономить все те затраты, которые вы несете на адаптацию, обучение и т. д. человека, который все равно уйдет, еще и с негативом к вам.

Или он примет осознанное решение работать у вас, даже несмотря на то, что ему не нравится ваша позиция. Но работать будет, понимая, почему он тут работает, ради чего он тут работает, и не будет питать никаких иллюзий. Даже при уходе из компании он и уходить будет совсем по-другому, понимая, что сам пошел на компромисс при решении работать у вас.

Страшно быть честным и открытым? Хочется быть красивым и пушистым? Обманывать себя и людей, выдавая желаемое за действительное? Тоже выбор.

Но зачем тогда возмущаться «неблагодарными людьми»? У многих людей есть внутри «встройка»: «Как относятся ко мне, так и я буду относиться». ВРУНУ я ничего не должен. С ВРУНОМ можно ВРАТЬ. Своровать у ВОРА не воровство.

И если нам это не нравится, то начинать надо с себя.
Бизнес проекты
Как нас найти
г. Москва, Калошин переулок 4
Подписаться на новостные рассылки
© 2020 Валентина Митрофанова