Конечно, можно сказать, что в конкретной компании есть и такие черты, и такие, но все равно какой-то базовый принцип превалирует над другими. Главным, ключевым фактором приоритета принципа управления персоналом – ощущения людей. Кто люди в этой компании и как они себя чувствуют.
- Как рабы?
- Как вещь, которой пусть и хорошо платят, но все-таки вещь?
- Как источник получения социальных льгот?
- Или как партнер, союзник своего работодателя?
Важно четко понимать принципы, на которых строится система управления персоналом в конкретной компании. От этого зависит вся система управления персоналом, любой ее аспект, любой инструмент, любое решение.
Самой тупиковой является ситуация, когда одно выдается за другое. То мы «добрые и социальные», и здесь же «всех увольняем без выходных пособий».
То мы «наша главная цель – экономическое развитие компании», и здесь же боимся уволить сотрудника, который плохо работает, из социальных побуждений.
То мы «уважаем свой персонал и считаем его партнером», и здесь же реализуем решения из разряда «раб, знай свое место».
В кризисные ситуации все всегда выходит на поверхность. Честность и открытость позиции позволяют гораздо успешнее реализовывать любые решения. Если люди чувствуют вранье и фальшь, никакими деньгами и выплатами вы не обманете их и не добьетесь того, о чем громко говорят специалисты по управлению персоналом: «лояльности», «добросовестности» и т. д. Никогда сотрудник не будет лоялен к вруну.
Да, он может долго работать в вашей компании по разным причинам, чаще, конечно, материальным. Да, он будет демонстрировать вам все необходимые черты лояльности и правильно отвечать на ваши психологические тесты и оценки, но встанет и уйдет сразу же, как возникнет удачный случай.
И только
честность и открытость позиции человек уважает. Даже если ему эта позиция не нравится.
Он может сразу принять решение, что не будет работать в вашей компании, и сэкономить все те затраты, которые вы несете на адаптацию, обучение и т. д. человека, который все равно уйдет, еще и с негативом к вам.
Или он примет осознанное решение работать у вас, даже несмотря на то, что ему не нравится ваша позиция. Но работать будет, понимая, почему он тут работает, ради чего он тут работает, и не будет питать никаких иллюзий. Даже при уходе из компании он и уходить будет совсем по-другому, понимая, что сам пошел на компромисс при решении работать у вас.
Страшно быть честным и открытым? Хочется быть красивым и пушистым? Обманывать себя и людей, выдавая желаемое за действительное? Тоже выбор.
Но зачем тогда возмущаться «неблагодарными людьми»? У многих людей есть внутри «встройка»: «Как относятся ко мне, так и я буду относиться». ВРУНУ я ничего не должен. С ВРУНОМ можно ВРАТЬ. Своровать у ВОРА не воровство.
И если нам это не нравится, то начинать надо с себя.