Всем ли трудоустраивать молодежь?

08 июня 2018

22 мая 2018 года Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов внес в Государственную Думу два законопроекта: «основной» Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации» и «дополнительный» Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации».

Инициатива предусматривает внесение изменений регулирования законодательства в части трудоустройства молодежи по квотам.

Если говорить о нормативном закреплении, то на сегодняшний день в Законе РФ                 «О занятости населения в Российской Федерации» имеется следующая формулировка по этой теме: «Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы…несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет…граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые».

Некоторые регионы страны самостоятельно закрепляют в своих законах дополнительные гарантии по квотированию. Так, в Законе г. Москвы «О квотировании рабочих мест» предусмотрена обязанность для «столичных» работодателей нанимать на работу выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет, ищущих работу впервые. Похожая ситуация, например, в Саратовской области. Но там пока что указанные предложения находятся на стадии рассмотрения региональных представительных органов. В большей части субъектов таких правил не установлено.

Таким образом, на федеральном уровне нигде не закреплены меры поддержки в отношении лиц в возрасте до 25 лет, получивших среднее профессиональное и высшее образование и ищущих работу впервые. На закрепление этого положения и направлена инициатива. Согласно проекту, работодатели со средней численностью работников более 250 человек должны будут обеспечить 2% для указанных категорий. Второй законопроект закрепляет за уполномоченным государственным органам обязанность осуществлять контроль и надзор за соблюдением этих положений, а также выносить обязательные для исполнения предписания.

Заинтересованность сегодняшнего работодателя в молодом специалисте разнится. С одной стороны, необходим человек, который придет и сразу начнет работать. А с другой –  выпускника легче «вылепить» под себя и свою деятельность. В проекте приводятся данные, согласно которым более 30% безработных в стране – молодежь после получения образования. Народные избранники пытаются разорвать порочный круг «не берут на работу, потому что нет опыта, нет опыта, потому что не работал», стараются хоть каким-то образом помочь молодым людям найти дорогу в экономику. Между тем противники инициативы утверждают, что нужно думать головой, когда идешь учиться. Заставлять работодателя сейчас содержать людей, в которых он не заинтересован – признак возврата от рыночной экономики к плановой.

Как первый, так и второй акты находятся на начальной стадии законодательного процесса, даже предварительного рассмотрения ещё не было. Но если законопроект примут, то на территорию всей страны распространится опыт Москвы. Будет его исполнение/неисполнение выглядеть как возмещение компенсации за незанятые квотируемые места либо как поощрительные налоговые льготы для работодателей, представить пока сложно.

Автор: Максим Федотов

Юрист департамента трудового права